Новый компрессор или бывший в употреблении (б/у)?

В настоящее время рынок Украины пестрит объявлениями о продаже винтовых компрессоров б/у. Цены приятно манят дешевизной, некоторые продавцы даже предлагают гарантию. Возникают сомнения — в чём подвох? С какими подводными камнями может столкнутся покупатель бывшего в употреблении компрессора? Давайте вместе разбираться. Многие авторы советуют покупать б/у компрессор только лишь в двух случаях:
  • если Вы визуально и на слух можете определить состояние винтового блока компрессора: степень изношенности и состояние винтов по звуку работы и вибрациям корпуса;
  • если на компрессор продавец даёт гарантию.
Первое абсолютно не реально в жизни, т.к. для визуального осмотра блока необходима полная разборка компрессора. Второе тоже не гарантирует Вам безопасной сделки. Прежде всего необходимо уточнить: на какие узлы компрессора распространяется гарантия. В лучшем случает Вам дадут гарантию на винтовой блок и двигатель. Однако остальные детали винтового компрессора также могут быть дорогостоящими. Например, впускной клапан на компрессор 45 кВт обойдётся Вам более 15 000,00 грн., радиатор 30 000 грн., клапан минимального давления 25 000,00 грн. В целом, если Вы не любитель читать длинные статьи, можно провести аналогию покупки бывшего в употреблении компрессора с покупкой б/у автомобиля. Перед покупкой б/у автомобиль тщательно проверяют: показывают специалисту, загоняют на СТО для диагностики, проверяют бортовой компьютер на наличие аварий, сканируют толщину лакокрасочного покрытия, пробивают по базе ГАИ на участие в ДТП. Так и с компрессором. Чтобы грамотно выбрать б/у оборудование, Вы должны проверить его техническое состояние. Сделать это по фотографиям, по видео, по контрольному запуску при Вас, длящемуся менее 2х часов НЕВОЗМОЖНО. Возможно ли купить хороший б/у автомобиль или б/у компрессор? Возможно. Но к выбору нужно подойти тщательно и обдуманно.

Не рекомендуем покупать винтовой компрессор б/у:

  1. Однозначно если компрессору более 10 лет. Компрессор старше 2010 года можно покупать только по цене металлолома.
  2. Если во время работы компрессора наблюдается значительная вибрация, присутствует визг, писк, шум.
  3. Компрессор неизвестной марки, на которую потом будет тяжело найти запчасти. Это же касается и компрессоров б/у старше 10 лет — запчасти на них тяжело найти, их снимают с производства.
  4. Адекватность часов наработки году выпуска компрессора. Если компрессору 2001 года заявляется наработка 15000 моточасов, то скорее всего это не правда. В среднем компрессор вырабатывает 2500 работая в одну смену в год. Соответственно за 10 лет работы он нарабатывает 25 000 моточасов, за 20 лет это уже 40 000 моточасов.  Аргумент, что компрессор с консервации, сильно притянут за уши. Даже если компрессорное оборудования законсервировано, владельцу всё равно приходится нести затраты по его обслуживанию. Он не будет ждать 20 лет (а с каждым годом стоимость компрессора теряется), чтобы продать его, он продаст его года через 3, когда поймёт, что оборудованием он не пользуется.
  5. Компрессор — это сложное техническое оборудование, которое предусматривает определённые требования по условиям эксплуатации. Покупая б/у компрессор Вы не можете знать, в каких условиях он работал, уровень запылённости, влаги, проводились ли на нём плановые технические обслуживания. Внешне компрессор может сиять чистотой (спасибо парогенераторам и Karcher), однако внутри системы может быть пыль, частички грязи, ржавчина, о чём Вы узнаете только при дальнейшей эксплуатации.
  6. Очень неприятной, но к сожалению, распространённой практикой является удешевление ремонта и предпродажной подготовки б/у компрессора. Вместо замены термостата его принудительно глушат. Вместо замены ремкомплекта впускного клапана его попросту перебирают, максимум заменяя пружинку или прокладку. При замене фильтров, масла применяются самые дешёвые образцы, доступные на рынке. Ведь в конечном итоге все предпродажные затраты лягут на себестоимость б/у компрессора, делая его не конкурентно способным. При этом продавец понимает, что для продажи компрессора достаточной является его работоспособность в течение одного-двух часов (в момент показа оборудования покупателю). Дальнейшее техническое состояние компрессора полностью ложиться на покупателя.

Как выбрать компрессор б/у:

Эра мобильных телефонов уже давно захватила мир, и производители мобильных телефонов рассказывают про свои чудо камеры. К чему я это и как это связано с покупкой БУ компрессора? Ответ – фото. Перед покупкой или для «приценивания» вы может попросить фото компрессора и заодно понять – компрессор находится у Вашего продавца или он все-таки посредник. Так какие фото нужно спрашивать? Начнем по порядку:

— бирка компрессора

Представляет собой краткую информацию о компрессоре, то, каким он вышел из завода — его двигатель, производительность, давление и год выпуска. И тут возникает вопрос: компрессору 10 лет, а кто-то дает гарантию того, что параметры не менялись? Ведь могли поменять шкивы и компрессор уже выдает совсем другую производительность и максимальное давление. Чтобы проверить соответствие комплектующих с имеющимися – у продавца должна быть техническая документация на компрессор (ее имеют только официальные представители данной марки). Также стоит отметить, что обычно продавец предлагает разные марки б/у компрессоров.  А это должно наводит на мысль: продавец был или есть на данный момент официальным представителем рядя поставщиков компрессоров? Маловероятно.

— бирка электродвигателя

Информация по двигателю, его типоразмер и максимальный потребляемый ток. Также на бирке указывается тип подшипников: открытые или закрытые. Если подшипники открытые – то их необходимо смазывать и знать какой именно смазкой смазывать. Если же подшипники закрытые – то вопрос со смазкой отпадает. Но не стоит забывать, что у подшипников есть свой ресурс и величина эта варьируется от 8 тысяч до 24 тысяч часов наработки.  Какой у Вас вариант без техдокументации никто не скажет. Какой смазкой последний раз смазывали – история может не знать.

— винтовой блок

Самый дорогостоящий элемент в компрессоре. Если вы впервые обратили внимание на винтовой компрессор, то название производителя блока вам ничего не скажет: немецкий он, или итальянский, а может бельгийский или даже американский, да хоть турецкий. Вы все равно не знаете особенности их конструкций. И да, не стоит путать производителя компрессора и производителя блока. Зачастую это совсем разные фирмы, в разных странах (но и есть исключения). Даже надежный блок сборщик компрессора мог использовать на максимальных его возможностях (высокие обороты), и наоборот – относительно дешевый блок, но при правильном подходе (низкие обороты) и монтаже может прослужить дольше.  Разные блоки имеют разное количество подшипников (от 4х до 6ти, а то и восьми), а также их типоразмер (чем больший подшипник по размеру, тем большие нагрузки он способен выдержать). Зачастую, рекомендуют менять подшипники в блоке через 24-36 тысяч часов работы, НО это в идеальных условиях: правильная эксплуатация, правильное обслуживание, правильный температурный режим работы (чем выше температура масла, тем выше и температура самих подшипников. С увеличением температуры, срок службы подшипников уменьшается в разы). Если вам говорят, что блок перебирался (ремонтировался), то попросите показать старые подшипники или хотя бы счет, что их покупали. Стоимость подшипников может превышать 5 – 10 тысяч грн. и такое на базаре с рук не покупают (покупка идет по безналу и проводится по бухгалтерии). Скорее всего, вам скажут, что ремонт был там, за границей. Кстати, модель винтового блока попробуйте «загуглить» и найти такой же в Украине. Сможете ли вы такой найти в случаи поломки? Есть такие модели блоков (за 20 то лет техника изменилась), которые уже модернизированы (физически туда не станут) или сняты с производства?

— компоненты компрессора: (впускной клапан, клапан поддержания минимального рабочего давления, контроллер, радиаторы)

Впускной клапан (дроссельная заслонка) – элемент который открывает или перекрывает подачу воздуха в компрессор. Клапан поддержания минимального рабочего давления – устройство, выполняющее функции как обратного клапана, так элемента, создающего оптимальные условия для отделения масла от воздуха. В именитых брендах к ним существуют ремкомлекты, но и стоимость их космическая. Да, можно сэкономить и поставить что-то «попроще», но для этого необходимо производить переделки. Кто это будет делать и за какую стоимость? Да и ремкомлект поменять бесплатно никто не приедет. Контроллер – блок управления винтового компрессора. По сути, это электроника, которой 10 лет и более. Телевизор или телефон, которому 10 лет давно видели, рабочий? Внутренние компоненты, как качественно их не заливали лаком, все равно выходят из строя. Конечно, его можно восстановить или даже поменять на другой — но это опять-таки время, опять-таки деньги, опять-таки нужен разбирающийся в этом человек. Радиатор. Что у него не так? За годы эксплуатации, по его внутренним каналам проходили различные масла. Продавец может утверждать, что всю жизнь в него заливали только масло Shell, но за 10 лет разве состав масла не менялся? Было масло Shell Comptella S, Shell Corena D, а сейчас на рынке Shell Corena S3R. И в каждом из них были разные присадки (их порядка 20% от общего объёма масла), которые в разной степени закоксовываются в радиаторе, в сотах. Помыть такое практически нереально.

— расходные материалы

В состав расходников входят воздушный фильтр, масляный фильтр, фильтр сепаратор, ремни, масло. Скорее всего, вам скажут, что всё поменяно. И тут кто во что горазд. Если фильтра стоят без опознавательных знаков (чисто белые или черные), то как вы потом будете их искать? Здравствуйте, мне нужно два белых фильтра? И что это за производитель фильтров, который не может (или не хочет) маркировать свою продукцию? Пачка спичек – маркируется, туалетная бумага – маркируется, сигареты – маркируются, а вот фильтр стоимостью в 100$ — не маркируется. Маркировка на коробке? А если я на коробке напишу «золото ацтеков», поверите?  То же касается и «оригинальных фильтров» — фильтра, на которых написаны коды, есть даже названия компрессоров (CompAir, AirPress, Atlas Copco, Boge и другие). Попросите показать такой же новый. Вот вы захотели купить прям сейчас. Думаю, второго такого фильтра нового вам не покажут, а предложат аналог, который даже лучше. А если люди занимаются продажами разных брендов компрессоров – то и различных видов фильтров должно быть больше. Продавцы прекрасно понимают, что вы сможете «проверить» только воздушный фильтр – состояние визуально и масло. Поэтому и меняется только воздушный фильтр и заливается свежее масло, а самый дорогостоящий сепаратор – не меняется. Самый, наверное, удачный вариант – это если фильтра будут с маркировкой Donaldson, Mann Filter, Wix. По кодировкам вам будет проще найти, и есть вероятность, что их таки поменяли в Украине. Масло. Попросите показать канистры с маслом, известные бренды фасуют масло в легкоузнаваемую тару. К примеру, в металлические или пластмассовые ведра, но никак не в 5 или 6 литровых баклахах «Моршинской» или «Знаменской» минеральной воды.

Что проверить перед покупкой:

Если Вы намерены купить б/у компрессор, тое обратите внимание на следующее:
  • попросите предоставить Вам Инструкцию по эксплуатации, Инструкцию на контроллер, Электросхему. Самостоятельно найти их в интернете будет крайне сложно, а то и не возможно. А без этих документов Вы не сможете правильно эксплуатировать оборудование, что автоматически лишит Вас гарантии;
  • попросите, чтобы при Вас включили  электродвигатель отдельно (гудят ли подшипники);
  • попросите включить выносной вентилятор (если он присутствует в компрессоре). Можно от руки за лопасти его крутануть – гудят ли там подшипники. Зачастую, уже на 12 тысячах моточасов проворачивается задний подшипник. Стоимость подшипников пустяковая, а вот расточка крышки и завтуливание – дополнительные затраты;
  • посмотрите визуально на состояние шкивов. Со временем их стирает ремнями. Ремни в канавках проваливаются, что ведёт к неравномерному натяжению ремней;
  • оценивайте ситуацию трезво: хороший б/у компрессор, как и хороший б/у автомобиль, дёшево стоить не может.

компрессор б у

компрессор б/у

компрессор бывший в употреблении

пневмотехника

компрессор б у сумы

пневмотехника сумы

компрессор б/у сумы